Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБДОУ Детский сад № 2 общеразвивающего вида города Орла
OBR57.ru

Сведения о материально-техническом обеспечении

Сведения о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса

Сведения о недвижимом имуществе:

■ Закрепленные за учреждением объекты недвижимого имущества - здание детского сада;

■ Собственник помещения — здание МБДОУ № 2 находится в оперативном управлении на основании Акта приема-передачи и
закрепления муниципального имущества Управления муниципального
имущества и землепользования администрации г. Орла от 26.07.2007г.;

■ Год постройки - 1963 г.;

■ Общая площадь — 635 м2 (здание детского сада);

■ Оказание охранных услуг по экстренному вызову наряда полиции в случае угрозы личной или имущественной безопасности, техническом обслуживании технических средств охраны. Управление вневедомственной охраны по г. Орлу - филиал ФГУП "Охрана" Росгвардии по Орловской области.

■ Наличие АПС имеется, обслуживается ООО «Промсвязьмонтаж».

Сведения о земельных участках, находящихся в собственности

Адрес

Собственность (государственная, муниципальная, и т.д.)

Документ,

удостоверяющий

Площадь земельного участка

Кадастровая

стоимость

земельного участка

право пользования земельным участком

302001

г. Орёл,

ул. Гагарина,

д. 48

Муниципальная

Свидетельство о государственной регистрации права от 12.09.2013 г.

5074,29 кв.м.

21467494,25

Учебные помещения

Наименование помещения

Предельная наполняемость

Загруженность

(человек в неделю)

Музыкальный зал, совмещенный с физкультурным залом

60 чел.

300

Групповые комнаты

По плану - 113

560


■ Участок для прогулок - 4

■ Спортивная площадка- 1

■ Музыкально-физкультурный зал (спортивный зал) - 50,6 кв.м
■ Медицинский блок - 6,5 кв.м.; 7,8 кв.м

Основные помещения

2  младшая группа размещена  на 1 этаже и имеет выход в фойе.

На 2-м этаже согласно СП 118.13330 размещены детские группы старшего возраста.

Из двух детских ячеек (групп) обеспечивается два самостоятельных эвакуационных выхода на лестницу. 

И одна детская ячейка (группа) обеспечивает два самостоятельных эвакуационных выхода на лестницу и непосредственно из здания (пожарная лестница).

Основные помещения, ячейки детских групп

Групповые ячейки совмещают следующий универсальный состав: игровая, спальная, буфет, размещаемых на одном уровне. Площади полнокомплектных детских ячеек для групп общеразвивающего вида рассчитаны согласно СП 118.13330.

Пространство игровой обеспечивает свободное наблюдение воспитателя за детьми, без "закрытых зон".

Игровая для детей 3-7 летнего возраста включает 3 функциональные зоны:

-зона непосредственно образовательной деятельности (НОД) 5 образовательных областей (по подгруппам) расчетной площадью 1.0-1.5 м2/место, оснащена столиками на 4 человека, шкафами с подсобными материалами;

-зона тематических игр, разделенная на 2-4 отдельных подзоны по 2*2 м со специализированным игровым оборудованием;
-зона места воспитателя.

Питание детей организуется в зоне, где располагаются столики.

Оборудование игровых позволяет проводить трансформацию с изменением площади и назначения функциональных зон. Планировка помещения игровой старших групп предусматривает возможность трансформации в класс начальной школы.

Спальные места в группах оснащены выкатными кроватями-тумбами.

Туалетные комнаты находятся на 1 этаже для 2 мл группы, на 2 этаже для групп старшего возраста. Являются единым помещением, разделенным на зоны: умывальная, уборные,с отдельными открытыми санитарными кабинами, зона закаливания. Зона закаливания  включает место для раздевания и душевой поддон с подходом с 2-х сторон. На первом этаже  предусмотрена туалетная комната для персонала с унитазом и умывальником. 

Буфетная в детской ячейке служит для расфасовывания блюд и мытья столовой посуды, оборудована столом с навесным шкафом и 2-х гнездовой мойкой. Буфетная имеет прямую связь с игровой.

Приемные детских групп 3-7 лет находятся в фойе 1 этажа и в холле 2 этажа. Включают раздевальную, рассчитанную на единовременное обслуживание на 1 этаже состава 3-х групп, на втором этаже состава 1 группы. Делятся на зону раздевания и зону хранения одежды. Для хранения одежды детей используются одноярусные индивидуальные шкафы. Через раздевальные проходят пути эвакуации из групповых комнат. 

Состав и размещение оборудования в помещениях детских ячеек соответствует согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3147 и СанПиН 2.4.1.3049.

Служебно-бытовые помещения

Служебно-бытовые помещения — обслуживающие работу МБДОУ ДЕСТКИЙ САД № 2 в целом.

В состав служебно-бытовых помещений входят следующие:

кабинеты: заведующей, методический, заместителя заведующей, бытовые помещения персонала, в т.ч туалеты;хозяйственные кладовые.

Основные служебно-бытовые помещения размещены на 1 этаже. Кладовая размещается возле второго выхода из учреждения. В составе бытовых помещений персонала МБДОУ ДЕСТКИЙ САД № 2: комната охраны (сторожа). Кладовые: хозяйственная, уборочного инвентаря, игрушек и инвентаря, используемого на участке (внутри теневых навесов), мастерская по текущему ремонту оборудования (на 1 этаже).

Дополнительные помещения

Дополнительные помещения — не входят непосредственно в состав детских ячеек (групп), предназначены для поочередного использования детскими группами или отдельными детьми (музыкально-физкультурный зал, логопедический кабинет, кабинет психолога, логопедический уголок).

Зал музыкально-физкультурных занятий посещается детьми 3-7 лет, погруппно, три раза в неделю. Площадь зала для занятия единовременно одной группой — не менее 50 м2. По расчету режима работы данный зал обеспечивает ДОУ вместимостью около 80 мест. 

Освещение — одностороннее верхнее. С целью максимализировать двигательную активность детей стационарное оборудование зала приближено к периметру, оставляя свободной середину помещения. Для физкультурных занятий предусмотрены устройства для крепления спортивного оборудования.

В составе группы зала музыкальных  и физкультурных занятий имеются следующие сопутствующие (вспомогательные) помещения: кладовая спортивного инвентаря и музыкальных пособий.

В состав кружково-учебного блока входят сопутствующие помещения: кладовые и комнаты преподавателей (отдельно, по специализации). Комнаты преподавателей имеют прямое естественное освещение.

Сопутствующие помещения

Сопутствующие помещения — обслуживающие работу основных и дополнительных (пищеблок, хозяйственные кладовые, медицинский кабинет и изолятор).

На втором этаже размещен медицинский кабинет медсестры, изолятор.

На 1ом этаже размещен  пищеблок с наличием входа с улицы.

А так же размещены помещения, указанные СП 118.13330, а именно хозяйственные, техническое помещение (электрощитовая).

Пищеблок в МБДОУ ДЕСТКИЙ САД № 2 . 

Состав и оборудование пищеблока соответствует требований СанПиН 2.4.1.3049 и СанПиН 2.3.6.1079.

Пищеблок размещен на первом этаже ДОУ обособленным блоком. Для комплектации заказа готовых блюд для собственных детских групп, имеется раздаточный стол, кладовой и мойки. Для загрузки в пищеблок имеется  выход. Последним может пользоваться персонал пищеблока.

Производственные цеха пищеблока размещены в едином помещении, кладовые размещены централизованно. Охлаждаемые камеры и кладовые сухих продуктов размещены в сухом режиме эксплуатации. Стояки канализации через производственные помещения пищеблока пропускаются только закрытым способом.

Хозяйственная зона

В состав хозяйственной зоны входят хозплощадка с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников. Хозяйственная площадка расположена у 2 ого входа ДОУ со стороны пищеблока. Мусоросборники размещены на асфальтированной площадке за зданием со стороны хозяйственного автомобильного проезда.

В хозяйственной зоне обеспечена возможность подъезда и выезда спецтранспорта для вывозки мусора и транспорта, обеспечивающего загрузку пищеблока и постирочной.

В состав хозяйственной зоны включено 2 сарая (площадью не более 50 м2).

Оборудование прогулочных участков

Через территорию участка ДОУ не проходят магистральные инженерные коммуникации городского назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

Расстояние от площадки для мусоросборников до границ прогулочных участков составляет не менее 10 м, расстояние от границ участка ДОУ до края проезжей части улиц составляет не менее 25 м на свободной территории и не менее 15 м в сложившейся и реконструируемой застройке.

В ДОУ имеется 4 прогулочные площадки и 1 спортивная. Прогулочные участки не примыкают непосредственно к магистральным улицам.

Предусмотрен 1 пожарный проезд со 3-х сторон здания.

Расстояние от стен зданий до внутреннего края проезда не менее 1,0 м и не более 4,0 м.

В соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 67) ширина проезда составлять не менее 6,0 м (в общую ширину противопожарного проезда).

Участок территории ДОУ огорожен с одним самостоятельным входом и въездом для автомобилей, и  является хозяйственным, обеспечивающим удобную связь с хозяйственной площадкой и загрузочной пищеблока, объездом здания с 3-х сторон.

Уровень шума на участках не превышает 60 дБА.

Озеленение и благоустройство

На участке ДОУ обеспечены условия загрузки пищеблока и удаления мусора, въезда пожарной машины, а также проезда к главному входу в здание.

В составе участка ДОУ предусмотрена площадка для занятий по ПДД, которая оснащена разметкой и знаками для изучения правил дорожного движения.

Озеленение участка предусмотрено в виде газонов, посадок деревьев, кустарников и цветников.

Площадь озеленения составляет не менее 50% общей площади участка. 

Озелененная часть включает в себя 30% площади дошкольных групповых площадок.

Участок МБДОУ огорожен оградой высотой не менее 2,5 м и полосой зеленых насаждений, проходящей по периметру участка с внутренней стороны.

Полоса зеленых насаждений предусмотрена шириной 1,5 — 3м, выполняется многорядной (2 — 3 ряда) посадкой деревьев, кустарников и цветов.

Групповые прогулочные площадки ограждены кустарником.

Основной въезд на территорию МБДОУ , проезды, пешеходные дорожки к детским групповым площадкам, хозплощадка и контейнерная площадка для сбора мусора имеют асфальтовое покрытие.

На территории МБДОУ выделена игровая и хозяйственная зоны с разграничением соответствующих технологических процессов. Требования к игровой и хозяйственной зонам соответствует СанПиН 2.4.1.3049, пп. 3-4.

Игровая зона

Зона игровой территории МБДОУ включает в себя групповые прогулочные площадки, индивидуальные для каждой группы, оснащенные теневыми навесами, общие: спортивную площадка.

Площадь групповых прогулочных площадок составляет не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста.

На каждой групповой прогулочной площадке предусмотрен теневой навес с деревянным (дощатым) полом, огороженные от ветра с трех сторон. Площадь навеса составляет от 20 до 40 м2. Высота ограждения навеса не менее 1,5 м.

Теневой навес не мешает двигательной активности детей, а также не создает «визуальную тень» для воспитателя, наблюдающего за детьми. Навесы установлены на границе групповой прогулочной площадки.

Навесы сблокированы, но с условием сохранения групповой изоляции площадок.

На групповых прогулочных площадках детей в возрасте от 3 до 7 лет установлено различное стационарное игровое оборудование, соответствующее возрастной группе детей.

Требования к оборудованию групповых прогулочных площадок соответствует приложению 1 и 2, ГОСТ Р 52169.

На участке МБДОУ размещена общая спортивная площадка вместимостью до 60 мест.

Общая спортивная площадка включает в себя следующие зоны:

площадка с оборудованием для подвижных игр,площадку для двухкомандных спортивных игр,площадку с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами,полосы препятствий.

Пожарная безопасность

Основные принципы обеспечения и требования пожарной безопасности к МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2 принимаются в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 390 и согласно Сводам правил по системам противопожарной защиты МЧС РФ. В соответствии с этим степень огнестойкости здания МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2.

Число мест в МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2 

Степень огнестойкости

Класс конструктивной пожарной опасности

До 100

II

С0

 

 

В здании МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2   II степени огнестойкости требуемый предел огнестойкости несущих элементов (R60) обеспечивается с помощью только конструктивной защиты (облицовки, штукатурки, обетонки и т.п.).

Конструкции и ограждение лестниц 3 типа, балконов, эксплуатируемых крыш (в последних — включая утеплитель крыши) выполнена только из негорючих материалов.

Устройство автоматической пожарной сигнализации предусматрено во всех помещениях,  исключая электрощитовую. В помещениях ДОУ используются дымовые автоматические пожарные извещатели. Сигнал системы автоматической пожарной сигнализации выводится в фойе и в ближайшую пожарную часть.

Внутренняя отделка, включая покрытие полов на путях эвакуации, в зальных помещениях МБДОУ (музыкальный зал), выполнено из негорючих или трудногорючих материалов.

Условия питания и охрана здоровья воспитанников

Питание в МБДОУ организованно в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Разработано 10–дневное меню, предусматривающее наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов (ежедневно), рыбы и выпечки. Ежедневно заносятся все продукты в накопительную ведомость, и в конце месяца подсчитываются белки, жиры и углеводы и энергетическая ценность в килокалориях. Ежедневно проводится витаминизация третьего блюда витамином - С. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность. Питание 5 разовое, для групп круглосуточного пребывания 6-ти разовое.

Контроль над организацией питания осуществляет медицинская сестра.

Контроль над организацией питания

Реализация десятидневного меню с учетом потребностей детей по калорийности и содержания белков, углеводов, жиров, витаминов медсестра, кладовщик, повар Ежедневно
Закладка продуктов по графику  медсестра, заведующий, бракеражная комиссия Ежедневно
Проба готовой продукции всех блюд согласно меню.Хранится в отдельном холодильнике медсестра, повар Ежедневно
Профилактика кишечных заболеваний. Все пищевые продукты соответствуют требованиям государственных стандартов, сопровождаются документами, удостоверяющими их качество и безопасность медсестра, кладовщик Ежедневно
Проба блюд. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией Бракеражная комиссия (медсестра, повар, дежурный администратор) Ежедневно
Витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой  медсестра Ежедневно
Соблюдение технологии приготовления пищи медсестра, повар Ежедневно


Информационно-образовательные ресурсы

В ДОУ осуществлен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:

- 1 компьютер, 4 ноутбука, объединенные в локальную сеть;
- 1 мультимедийный комплекс; выход в Интернет;
- 1 принтер, 4 МФУ;
- 1 музыкальный центр, 1 ж/к цветной телевизор;

Информационно-технологическое обеспечение

Наличие в ОУ оргтехники

Количество

Где установлен

Кем используется

Год установки


Ноутбук
 
1

Кабинет медсестры

Медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед

2016 г.

Интернет

1

Методический кабинет

Старший воспитатель, делопроизводитель, воспитатели, педагог-психолог,

учитель-логопед.

2008 г.

Принтер (копир сканер)

2

Методический кабинет

Старший воспитатель, делопроизводитель, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, завхоз.

2007 г.

Факс

Системный блок 

Монитор

 принтер

 

1

1

1

1

Кабинет заведующей

Администрация

2009 г.

Телевизор

1

Музыкальный зал

Старший воспитатель,

педагоги (для работы с детьми и проведения методических и тематических мероприятий).

2009 г.

DVD

проигрыватель

 

 

1

Музыкальный зал

Старший воспитатель,

педагоги (для работы с детьми и проведения методических и тематических мероприятий).

2008 г.

Музыкальный центр

1

Музыкальный зал

Старший воспитатель,

педагоги (для работы с детьми и проведения методических и тематических мероприятий).

2014 г.

Мультимедийный

проектор

 

1

Музыкальный зал

Старший воспитатель,

педагоги (для работы с детьми и проведения методических и тематических мероприятий).

2012 г.

Ноутбук

 

2

Методический

кабинет

Старший воспитатель, делопроизводитель, воспитатели (для работы с детьми и проведения методических и тематических мероприятий).

2013г.

 Ноутбук  1 Кабинет заведующей хозяйством  Заведующая хозяйством, кладовщик  2016г.


Библиотечный фонд

Книжный фонд

Всего экз.

В том числе:

 

Учебники

 

Учебно-методическая литература

250 шт.

Художественная литература

50 шт.

Справочная литература,

25 шт.

энциклопедии

 

Подписка

■ Справочник педагога-

психолога. Детский сад.

■ Логопед в детском саду.

■ Справочник старшего

воспитателя дошкольного

учреждения.

■ Управление дошкольным

образовательным учреждением

с приложениями и журналами.

■ Справочник руководителя

дошкольного учреждения.

■ Музыкальный руководитель.

■ Обруч: образование.

■ Дошкольная педагогика.

■ Орловская правда.

■ Добрая дорога детства.

■ Музыкальная палитра.

■ Ребенок в детском саду.

■ Дошкольное воспитание.

■ Учительская газета.

(Всего 14 наименований)

 

 

 

 

 

 

 

 

Инклюзивное образование

    

Уважаемые родители!

С 1 октября 2015 года в Орловской области работает "Горячая линия" управления общего образования Департамента образования Орловской области.

Контактный телефон: 59-85-20 

 

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. 

Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: 

  • Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", 
  • Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), 
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 
  • Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Нормативно-правовые документы                                

«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»

"О социальной защите инвалидов Российской Федерации"- закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)

Статья 65 пункт 3 ФЗ -273 о родительской плате детей - инвалидов

                                       

Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ:

Обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 3 лет до 8 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.

Форма образовательной инклюзии детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к инклюзии в среду нормально развивающихся сверстников и предусматривает:

- частичную инклюзию, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы в количестве 1- 2 ребенка;

- комбинированную инклюзию, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, в количестве 1- 2 ребенка на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ осуществляется в системе психолого-медико-педагогического сопровождения.

Прием детей с ОВЗ в общеобразовательную группу осуществляется на основании Положения об организации комбинированной и (или) частичной инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную группу ДОУ, письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, медицинского заключения лечебного учреждения и осуществляется в общем порядке, установленном законодательством.

"Инклюзивное образование в ДОУ - дети должны быть вместе"

Информация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.